КЛИНИКА ONCOLOGY.RU
консультации, разъяснения, помощь

Календарь новостей

Апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
1 2 Ученые проследили эволюцию формирования хантавирусов, вызывающих геморрагическую лихорадку 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
В США принята заявка на регистрацию биологического лекарственного препарата датопотамаб дерукстекан для применения у предлеченных пациентов с метастатическим HR-положительным HER2-отрицательным раком молочной железы 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
«Врача позовите»: фонд «Не напрасно» и фотограф медиа «Такие дела» Светлана Булатова представили документальный проект о стереотипах в лечении и коммуникации между врачом и пациентом 30          
             
 

Медицинский дайджест

29 апреля 2024

«Врача позовите»: фонд «Не напрасно» и фотограф медиа «Такие дела» Светлана Булатова представили документальный проект о стереотипах в лечении и коммуникации между врачом и пациентом

«Можно врача позвать? А вы точно не медсестра/медбрат?» – эти слова часто слышат молодые медицинские специалисты на приеме. Если будет выбор, запишите ли вы ребенка к врачу до 30 лет или к его более опытному коллеге? А если вам понадобится операция и ее будет проводить хирург-женщина, доверитесь ли ей так же, как специалисту-мужчине?

«Врача позовите»: фонд «Не напрасно» и фотограф медиа «Такие дела» Светлана Булатова представили документальный проект о стереотипах в лечении и коммуникации между врачом и пациентом

У каждого из нас сложились представления о том, каким должен быть врач, к которому можно обратиться за помощью. Часто они основаны на эмоциональных реакциях, страхах или стереотипах, что приводит к недопониманию и мешает принимать верные решения. И в случае если у человека онкологические заболевание, этот выбор может быть критическим и даже жизненно важным.

Фонд «Не напрасно» вместе с медиа «Такие дела» и фотографом Светланой Булатовой создали документальный фотопроект «Врача позовите». Он рассказывает о стереотипах, которые могут мешать в лечении, и напоминает, как важно уметь говорить на одном языке, находить лучшие решения при любых обстоятельствах. Ведь, как показали исследования, от уровня взаимодействия между врачом и пациентом напрямую зависит качество и результат лечения.

В фотопроекте представлены истории 6 людей с онкологическими заболеваниями, а также 6 врачей – резидентов и выпускников Высшей школы онкологии.

Истории героев фотопроекта

Когда Майе Хаустовой поставили диагноз «мелкоклеточный рак поджелудочной железы IV стадии», ей говорили, что осталось всего несколько недель. Но с тех пор прошло 5 лет, Майя пережила семь рецидивов, основала сообщество людей с онкологическими заболеваниями, выступает с лекциями, изучает клинические исследования и продолжает бороться за жизнь. Она готова к самым смелым вариантам лечения, и поэтому для нее особенно важно находить своего врача – такого, как тот «отчаянный онколог», который осмелился взяться за ее случай. Ей нужны врачи, которые осведомлены в вопросах современного лечения рака и умеют использовать актуальные методы лечения. Профессионализм врача для нее гораздо важнее каких-либо других критериев.

Жанне Середенко пришлось обратиться дважды к одному и тому же врачу: сначала тогда, когда лечение проходил ее сын, после – когда у нее самой обнаружили рак легкого. В районной поликлинике ей сказали, что она не доживет даже до следующего КТ. Но она доверилась именно своему – «молодому», «понимающему» и «принимающему сторону пациента» онкологу – Владиславу Евсееву, который сейчас проводит ей курс иммунотерапии.

Детский онколог Ирина Безъязычная рассказала, что лечение ребенка с онкозаболеванием – это марафон, который нужно преодолевать вместе с его семьей. Поэтому врачу важно уметь договариваться с родителями, даже когда общение дается крайне тяжело.

«Однажды мне заявили, что я не могу лечить детей, потому что у меня нет своих. Особенно трудно сообщать о диагнозе и говорить о прогнозах. Даже если действуешь по протоколу, реакция непредсказуема: кто-то плачет, кто-то ругается, кто-то даже дерется. И нужно уметь справляться с ситуацией»,– отмечает Ирина.

Каждая история фотопроекта «Врача позовите», опубликованная на сайте «Таких дел», – о том, как отсутствие диалога между врачом и пациентом может лишить надежды, затормозить лечение, а бережная и эффективная коммуникация – напротив, давать силы, экономить драгоценное в этой ситуации время, способствовать выздоровлению человека.

Как проходили съемки

Сюжеты записывала и снимала независимый документальный фотограф Светлана Булатова, член попечительского совета международной организации Women Photograph, специалист в области исторических исследований. Работы Светланы были опубликованы в журналах National Geographic, Reuters, British Journal of Photography, Bloomberg, Calvert Journal, EEP Berlin и «Русский репортер». Часть ее фотографий хранится в коллекции «РОСФОТО». Светлана более 10 лет исследует тему жизни людей с онкологическими заболеваниями, и большая часть ее материалов – о людях с самыми разными диагнозами, о любви и милосердии.

«До фотопроекта «Врача позовите» я знала о том, с чем пациентам приходится сталкиваться на приемах и как неосторожно брошенная фраза может ранить человека, который напуган, болен и слаб. Например, когда Лиза рассказывает, как зашла в кабинет, где было пять врачей, которые “крутили ее по очереди, как манекен”, трогали и обсуждали на своем медицинском языке, она спросила, что с ней. “А вы еще не поняли? У вас рак. Вам позвонят”.

В фотопроекте «Врача позовите» я впервые работала с врачами-онкологами, которые, к сожалению, вынуждены сталкиваться на приемах со стереотипным отношением к себе. Мне очень жаль, что так происходит, потому что молодые специалисты не только компетентны, но и не безучастны к судьбе пациента. В одном из интервью Марина, мама Алеси (у Алеси в 12 лет была диагностирована саркома Юинга) вспоминает, что главные слова детского онколога Ирины Безъязычной, сказанные ей в коридоре, были: “Врачи готовы сделать и будут делать всё для победы” и “Мы должны стать командой, и тогда все получится”. Мне хочется пожелать пациентам самого главного – здоровья, их семьям – надежды, а врачам – сил.

Съемки проходили на Studio 212 в Санкт-Петербурге. Портреты врачей Высшей школы онкологии и людей, которые столкнулись с онкологическим заболеванием, были сделаны в больших, заполненных одним лишь светом пространствах, благодаря чему главный фокус всего фотопроекта держится на самих героях. Они находятся по разные стороны процесса лечения, но часто переживают схожии эмоции.

Результаты исследования

Перед реализацией этой идеи команда фонда «Не напрасно» провела два независимых друг от друга опроса: для врачей и для пациентов. Более 60% респондентов исследования отметили, что в их жизни были ситуации, когда они оценивали медицинского работника не по его компетенциям, а руководствовались другими критериями, выходящими за поле профессионализма.

Часть опрошенных рассказала, что не доверяет молодым врачам, считая, что у них недостаточно знаний. Часть – не пойдет к специалистам старшего возраста, полагая, что их образование устарело. Кого-то пугают татуировки, неряшливый вид, неактуальные прически, неухоженные руки или чрезмерное следование моде (в некоторых случаях это, кстати, имело обратный эффект).

В то время как врачи рассказали, что в первые годы работы их прием начинался со слов «А вы точно не медбрат/медсестра?», а заканчивался – «Спасибо, я еще посоветуюсь с более опытным врачом». При этом им нередко приходилось исправлять ошибки более опытных коллег. Кого-то не воспринимали всерьез из-за отсутствия собственных детей, гендерных предрассудков или даже эффектной внешности.

«Не напрасно» подготовит руководство для пациентов

По итогам исследования «Не напрасно» подготовит руководство для пациентов по эффективному общению и взаимодействию с врачами. На данным момент на русском языке нет таких гайдов.

«Очень часто пациенты считают, что молодой доктор – это неопытный специалист, который не сможет оказать правильную медицинскую помощь. Это мешает коммуникации, поскольку в этом случае доктору нужно потратить больше времени, сил и навыков на выстраивание доверительных отношений. То же самое например касается и пола доктора, это особенно актуально для таких специальностей, как урология, гинекология и или проктология, например. Стереотипы пациентов о врачах формируют недоверие, и это недоверие не всегда удается преодолеть. С другой стороны, если доктор старается понять проблему пациента, доступно объясняет информацию, проявляет эмпатию и вовлекает его в принятие решений, то, как правило, эти стереотипы перестают быть преградой эффективному общению»,– рассказывает Максим Котов, специалист по медицинской коммуникации, онколог-хирург, член Экспертного совета фонда «Не напрасно».

Перед приемом у специалиста Максим Котов рекомендует:

  1. Определить основную проблему, которую вы хотите решить с врачом в первую очередь.
  2. Структурировать имеющиеся на руках медицинские документы (это очень облегчает врачу сбор анамнеза и экономит его время).
  3. Записать названия и дозировки лекарств, которые вы уже принимаете.
  4. Подготовить список вопросов, которые вы хотите задать специалисту.
  5. Заранее продумать рассказ о своем заболевании, чтобы не упустить важные детали во время приема.

Поделиться своим опытом выбора врачей и коммуникации со специалистами можно пройдя опрос от фонда «Не напрасно». Ознакомиться с фотопроектом «Врача позовите» можно на сайте издания «Такие дела».

Поддержать Высшую школу онкологии – проект, который готовит врачей, которые уже на старте работы в онкологии обладают высокими компетенциями, пишут книги, проходят стажировки за рубежом, возглавляют профессиональные рейтинги, занимаются просветительской работой и записывают подкасты, можно здесь.