ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ СРЕДСТВАХ?
В последние годы чрезвычайно активизировалась реклама нетрадиционных методов лечения, и по статистике около трети онкологических больных становятся покупателями различных препаратов, позиционируемых как противоопухолевые пищевые добавки или растительные лекарства. К неофициальным средствам прибегают, как ни странно, не малограмотные старушки, а достаточно образованные и обеспеченные люди в возрасте от 30 до 50 лет. Немаловажную роль здесь играет распространенность опухолевого процесса – часто к ним как к последнему спасительному средству прибегают больные с исчерпанными возможностями специального (официального) лечения или далеко зашедшим заболеванием.
Опять-таки, статистические исследования указывают, что у прибегающих к нетрадиционному лечению более выражено чувство тревоги, нередко депрессия, боязнь рецидива заболевания и ухудшения качества жизни. Эти больные меньше доверяют лечащим врачам и официальной медицине, надеясь найти панацею «на стороне». Ничего удивительного, что тяжесть ситуации и страх смерти заставляет больных искать альтернативные методы лечения и обращаться к людям, предлагающим такое лечение. Вера в успех очень часто зиждется на ожидании чудесного избавления от тяжелого заболевания.
Разнообразные способы терапевтического воздействия, не входящие в число разрешенных государственными регуляторными органами, называются «альтернативной терапией» (АТ). Помимо «альтернативной терапии», предложено еще несколько терминов: альтернативная и дополнительная терапии, непроверенные или неортодоксальные методы, нетрадиционное лечение или наоборот «традиционное»; а также сомнительные методы, самодеятельные средства и шарлатанские методы.
Выделяют несколько видов АТ: диета и применение пищевых добавок, лекарства из растений, фармакологические и биологические препараты, средства «народной медицины», мануальная терапия, акупунктура, психотерапевтические и биоэлектромагнитные методы. Онкологические больные используют практически все эти методы, но преимущество остается за пищевыми добавками и растительными препаратами, позиционируемыми как противоопухолевые средства.
Разрешенные методы принято обозначать как «конвенциальные» (КТ). Характерной особенностью их является то, что разрешение на их применение дается на основании специально организованных многоэтапных клинических испытаний. Проведение клинических испытаний лекарственных средств осуществляется на основании международных правил, от начала испытания до его окончания никак не может пройти менее 2-х лет и число испытуемых – не менее нескольких десятков. В последние годы и производители «альтернативных» средств стараются заручиться поддержкой государственных НИИ, указывая это в своих аннотациях. Но при проверке выясняется, что исследования проведены в неспециализированном (в нашем случае неонкологическом) учреждении и на чрезвычайно малом числе испытуемых, вне принятых стандартов клинических испытаний и с большими огрехами. Иногда за словами вообще ничего не стоит – название института поставлено для «красного словца».
Не стоит доверять тому, что средство альтернативной терапии произведено в странах ЕС или США, ведь и там подобные продукты не регламентируются и не контролируются официальными органами. Для ЕС существует рекомендация проведения процедуры регистрации пищевых добавок и прочего, применяемых более 15 лет и не имеющих серьезных побочных реакций, но это отнюдь не обязательная процедура. В США FDA лишь в случае появления данных о связи употребления с какими-либо осложнениями может запретить производство и распространение. У нас биологически активные пищевые добавки никак не регламентируются, продаются в аптеках, и, что совсем уж поразительно, многие из них вносятся в «Регистр лекарственных средств России» и рекомендуются (конечно же, не онкологами) для профилактики злокачественных новообразований. Очевидно, что никаких клинически обоснованных данных для таких рекомендаций нет.
Источники информации, которыми пользуются больные в поисках альтернативных методов лечения, далеки от научных и даже просто медицинских, это СМИ, реклама и «одна женщина рассказала». Очень незначительная часть больных получает информацию об АТ от лечащих врачей, и информация эта крайне скудна. Порой доктору об АТ и сказать нечего, потому как исследований не проведено, аннотации не содержат полного описания всех ингредиентов, а лишь хвалебные отзывы мифических, как правило, «американских профессоров» или «академиков народных академий» и чудесные результаты исцеления от большинства болезней. Отсутствие полноценной информации, а это неотъемлемо и обязательно для любого средства АТ, приводит к тому, что большинство онкологов негативно (и небезосновательно) относятся к такому лечению.
Часто лечение альтернативными методами назначается и контролируется «парамедиками», не имеющими медицинского образования, специалистами по диете, лечебным травам, акупунктуре, различным психотерапевтическим процедурам, в изобилии функционирующими в частных клиниках. Нередко такое лечение проводится больным самостоятельно, следуя указаниям рекламы, масс-медиа и т.п. В последние годы «вспыхнул» интерес к альтернативным методам лечения со стороны практических врачей разных специальностей, чаще всего терапевтов. Как правило, у этого интереса чисто экономическая подоплека: аптеки охотно выплачивают доктору процент от суммы реализованных по его направлению товаров. Онкологи хотели бы строго регламентировать применение этих средств, т.к. они могут представлять серьезную угрозу для здоровья, а отказ от официальной медицины в пользу АТ может иметь непоправимые последствия.
Между тем, больные охотно обращаются к средствам АТ, так как убеждены в их безвредности, поскольку они имеют «природное» происхождение. Однако это не так, и имеется достаточно данных, указывающих на то, что применение средств АТ может сопровождаться различными побочными явлениями. Например, некоторые настои из трав, помимо аллергических реакций и желудочно-кишечных расстройств, обладают гепатотоксичностью (повреждение печени) и нефротоксичностью (повреждение почек), а такие осложнения на длительный срок налагают запрет на все виды противоопухолевого воздействия. Описаны случаи острого гепатита при применении препаратов чистотела, в апреле 2009 г. в Германии из-за случаев смертельной токсичности запрещены к безрецептурному отпуску препараты зверобоя. Доказано, что некоторые травы, используемые в китайской медицине, обладают канцерогенными свойствами, в частности, могут индуцировать рак мочевыводящих путей. Нередки случаи заражения этих средств патогенными микроорганизмами, пестицидами, тяжелыми металлами и пр.
Серьезной проблемой является возможное влияние средств АТ на метаболизм противоопухолевых препаратов, то есть при совместном или последовательном использовании с лекарственными противоопухолевыми средствами результат лечения и токсические реакции существенно изменяются. Например, популярный в Канаде и США «травяной сбор святого Джона», обладающий умеренным антидепрессивным эффектом, широко применяется во время химиотерапии. Однако показано, что это средство может менять фармакокинетику иринотекана, иматиниба, доцетаксела, и химиотерапия не просто напрасна, но и высокотоксична. Имеются указания на взаимодействие противоопухолевых препаратов с препаратами из эхинацеи, чеснока, женьшеня, чертополоха. В результате может происходить инактивация или снижение активности цитостатиков, а также могут образовываться токсичные продукты, нехарактерные для их нормального метаболизма, за счет ингибирования реакций, нейтрализующих эти продукты.
Каждый вправе выбирать для себя то или иное лечение, и выбор должен быть осознанным, то есть обоснованным. Вы должны четко знать, что ожидается: какой будет результат, какие неблагоприятные реакции могут возникнуть в процессе лечения, какова альтернатива. В случае официального (разрешенного) противоопухолевого лечения онколог может дать исчерпывающий ответ на эти вопросы.
Когда вы задаете вопрос лечащему доктору, стоит ли пользоваться средством альтернативной медицины, он предлагает вам самостоятельно принять решение, предупреждая об отсутствии достоверных сведений об эффективности и токсичности. Это достаточное основание остановиться и задуматься, а не доверять неспециалистам свои деньги и, главное, здоровье, подорванное тяжелой болезнью. Мы готовы на страницах портала дать квалифицированный ответ по любому интересующему вас средству АТ.
Онколог, кандидат медицинских наук, Мещерякова Н.Г.